Отшельничество в пустыне
Аскетизм и отшельничество в пустыне, современному человеку кажется чем-то непостижимым, ненужным и далёким. Зачем нужно ходить по пустыне не один день и даже не месяц, поддаваться миражам, и сходить с ума от одиночества?
Поиски Бога
Как бы это странно ни звучало, но пустыня для многих людей была настоящим спасением от соблазнов мира. На само деле не каждому дано насладиться тишиной и красотой пустыни, стать так называемым добровольным изгнанником мира. Это был один из трудных, но верных путей поиска Бога. Истории известны люди, которые убегали в пустыню по разным причинам, но с одной целью. Это был Лот, избежавший разрушения Содома, Мария Египетская, которой понадобились годы (47 лет) на очищение своей греховной жизни и многие другие. Стоит отметить, что в её имя упоминается в церковном празднике Великого Поста.
Пустынное монашество
Считается, что основателем пустынного монашества является Антоний Великий, который в 270 г. отшельничал в Фиваидской пустыне. Позже он образовал общину на берегу Красного моря. Его подвижники основали в Палестинской пустыне так называемые островки святости:
1. Монастырь Георгия Хозевита;
2. Харитона Исповедника;
3. Феодосия Великого;
4. Герасима Иорданского.
Поскольку речь идёт от отречённости от мира, то часто в таких монастырях настаивается не более двух аскетов и отшельников. И эти люди заслуживают уважения, поскольку мало кому удаётся выдержать не только аскетический образ жизни, но и сам климат засушливой пустыни.
Особой популярностью как место паломничества и обитания отшельников пользуется Сорокадневная гора, на которой расположен монастырь Каранталь. Недалеко отсюда располагается место, где Христос принял крещение, после чего Он последовал в Иерихонскую пустыню, осуществить сорокадневный пост с молитвой.
Три призыва из пустыни
Пустыня в религии играет большую роль, при этом затрагиваются практически все вероучения. Если говорить о христианстве, откуда и произошли отшельники, то они вкладывают в пустыню особый смысл:
1. Зов Бога. Яркий тому пример – Моисей. Его поступок положил начало христианской вере в то, что пустыня как ничто другое помогает в установлении контакта с Богом. Люди же, верящие в сверхъестественное, уверяют, что в этом месте можно постичь совершенно другой, трансцендентный мир;
2. Пустыня призывает относиться с пренебрежением к миру и лицемерному обществу, которое на место Бога ставит торговлю, семью, повседневные желание и т.п. К тому же рано или поздно это общество сгинет. А вот одиночество и засушливость пустыни ассоциируется с чистотой. Даже несмотря на свои особенности, именно здесь ещё сохранились остатки рая;
3. Трубы апокалипсиса. Поскольку пустыня является местом единения души с Богом, то во время божьей кары человеку лучше находиться к Нему поближе, когда он будет пребывать в размышлениях и молитве.
|